ЛИТСЛЕД Всероссийский конкурс идей литературных достопримечательностей
Проекты

Музыкально-литературный музей русского романса 19 века

Предлагаю создать Музей русского романса на основе бывшей дворянской усадьбы Пущиных-Арцыбашевых-Офросимовых в старинной дер. Пущино, близ Пущинского научного центра РАН. Выбор места обусловлен тем, что один из признанных родоначальников русского романса А. А. Алябьев бывал, а затем и жил здесь в 1830-1840-е гг., а также живописной природной средой места и удобным транспортным положением. Концепция музея предлагает рассматривать русский романс в контексте не только музыки, но и русской литературы и всего уникального культурного подъема России в 19 веке.

развернуть всё описание

ПРОЕКТ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО МУЗЕЯ «ПУЩИНСКАЯ УСАДЬБА» ОБОСНОВАНИЕ Классическая русская литература и классическая русская музыка XIX в. – две области духовной жизни и творчества нашего народа, получивших заслуженное всемирное признание и известность. Наследие таких великих творцов, как Толстой и Достоевский, Тургенев и Чехов, Чайковский и Римский-Корсаков, Мусоргский и Рахманинов, и многих других, вдохновляет как рядовых читателей и слушателей, так и новых художников слова и мелодии на всех континентах, не устаревая и не теряя привлекательности. «Ты прав, предполагая, что я с давних пор отношусь с преданной благодарностью к русской литературе, которую я еще в юношеской новелле «Тонио Крёгер» назвал «святой русской литературой». В 23–24 года я никогда бы не справился с работой над «Будденброками», если бы не черпал силу и мужество в постоянном чтении Толстого. Русская литература конца XVIII и XIX вв. и вправду одно из чудес духовной культуры, и я всегда глубоко сожалел, что поэзия Пушкина мне осталась почти что недоступной, так как у меня не хватило времени и избыточной энергии, чтобы научиться русскому языку. Впрочем, и рассказы Пушкина дают достаточный повод восхищаться им. Излишне говорить о том, как я преклоняюсь перед Гоголем, Достоевским, Тургеневым. Но мне хотелось бы отметить Николая Лескова, которого не знают, хотя он великий мастер рассказа, почти равный Достоевскому…» (Томас Манн, письмо Г. Ланге, 1948). Однако национальную культурную среду как целостный организм создают не только сравнительно редкие носители высшей гениальности, но и авторы второго и третьего рядов, чьи творения и судьбы сравнительно быстро забываются. В памяти потомков остаются лишь отдельные их произведения, подчас утратив имена своих творцов и сохраняясь как народные, что, быть может, на самом деле является высшей оценкой. Это соображение кажется плодотворным при изучении русской вокальной музыки XIX в. Именно ее два самых типичных жанра – 1) обработка и стилизация народной песни и 2) русский романс – сохранили для нас огромный, до сих пор не вполне оцененный и изученный пласт нашей национальной культуры. Этот пласт особенно интересен и привлекателен тем, что в век кризиса крепостничества и трудного и противоречивого развития капитализма вокальная музыка была тем, что объединяло все сословия и слои русского общества поверх барьеров противоречий. Стилизации народных песен Глинки, романсы Алябьева и Булахова пелись повсюду – от императорского дворца до деревенских изб. Простой народ, вопреки обычному недоверию к «онемеченным» вкусам «бар», мог слушать и петь, наряду со своими собственными, песни на стихи А. А. Дельвига, выходца из остзейского немецкого рода, и шведа А. Ф. Вельтмана, а аристократы – искренне восхищаться сокровищами крестьянской песенной культуры (пример – рассказ Тургенева «Певцы»). Таким образом, можно говорить не только об эстетически-воспитательной, но и о социально-терапевтической, национально-объединительной роли песенной поэзии XIX века. Будучи тесно связанной с национальной традицией, русская песенная культура открывалась и вовне – к освоению лучшего в вокальной музыке других народов. Хорошо известны русские переложения немецких песен Шуберта, французской песни, неаполитанского романса и др. В течение XIX в. в обиход разных слоев общества постепенно входили, завоевывая народные симпатии, новые, прежде неизвестные в России, инструменты – прежде всего, гармоника и гитара. Оба указанных направления вышли за пределы XIX в. и вообще дореволюционной поры Они, в значительной мере, определили собой направление развития песенной лирики и в советские годы. Значение для культурного воспитания нашего народа тех музыкальных основ, которые были заложены двести лет назад, невозможно переоценить. Организация специального центра по собиранию, исследованию, пропаганде русского песенного наследия XIX в. является важной и давно назревшей задачей, достойной пристального внимания и поддержки на всех уровнях. Представляется целесообразным предложить для создания такого центра хорошо известный памятник усадебного зодчества и садово-паркового искусства XVIII – нач. XX вв. – усадьбу Пущиных – Арцыбашевых – Офросимовых в дер. Пущино, рядом с научным центром РАН в г. Пущино. Фото: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5552. Местоположение этого памятника в среднем течении Оки не только привлекательно, но в связи с интересующей нас темой даже символично. Вообще, Ока и расположенные вдоль ее течения города и местности могут быть названы колыбелью русского романса, заслуживая этого названия, в каком-то смысле, больше, чем столичные города. Это явствует даже из неполного перечня имен поэтов и композиторов, связанных с Окой по рождению и творчеству. На Оке или в непосредственной близости от нее родились, жили (постоянно или некоторое время) и творили поэты, оставившие в XIX в. особенно ощутимый след в истории русского романса и песни: Ю. А. Нелединский-Мелецкий (1752–1828), В. А. Жуковский (1783–1852), Д. П. Ознобишин (1804–1877), А. И. Полежаев (1804–1838), С. П. Шевырев (1806–1864), С. С. Стромилов (1810–после 1862), Я. П. Полонский (1819–1898), И. С. Тургенев (1818–1883; великий писатель является и автором нескольких известных романсов), А. А. Фет (1820–1892), А. Н. Апухтин (1840–1893), Г. А. Мачтет (1852–1901), В. И. Богданов (1837–1886), З. Н. Гиппиус (1869–1945); И. А. Бунин (1870–1953), народные поэты-самоучки Д. А. Анисимова (1815–1877) и А. Е. Разоренов (1819–1891); композиторы, работавшие в этом жанре: А. А. Алябьев (1787–1851), А. С. Даргомыжский (1813–1869), Л. Д. Малашкин (1842–1902), В. Д. Поленов (1844–1927; известный художник был и талантливым композитором), В. С. Калинников (1866–1901), Л. А. Максимов (1873–1904), А. Т. Гречанинов (1864–1956). Пущинская усадьба знаменита, в частности, тем, что здесь в 1830-е – 1840-е гг. сначала гостил, а затем некоторое время жил и творил замечательный русский композитор, один из творцов русского романса Александр Алябьев. При всей известности имени Алябьева, при всей популярности его вокальных произведений, более 400 его сочинений до сих пор остаются неизданными . Что же говорить о композиторах менее известных? Исправить эту несправедливость, обогатить репертуар отечественных исполнителей до сих пор таящимися под спудом творениями – могло бы стать делом научно-исследовательской лаборатории при будущем музее. Фото Дмитрия Баяна: http://www.klub-knp.ru/wp-content/uploads/2014/05/usadba-pushhino-na-oke-06.jpg Относительная близость к Москве, хорошая транспортная доступность, подчинение столичной области, удобство с гостиницами и снабжением (г. Пущино) – все эти факторы благоприятны для проведения при музее научных конференций и семинаров, фестивалей и мастер-классов. К таким же факторам относится и высокий уровень Пущинской музыкальной школы, многие выпускники которой закончили Московскую консерваторию или РАМ им. Гнесиных и работают в престижных музыкальных коллективах столицы и за рубежом. Обширные площади трехэтажного усадебного дома (более 1000 квадратных метров общей площади), с большими окнами и очень светлыми помещениями, позволяют обустроить здесь (кроме необходимых административных и технических помещений): залы для музейной экспозиции, камерный концертный зал, залы для художественных и фотовыставок, студию записи, хранилище фондов, фонотеку, архив, библиотеку, читальный зал, кабинеты для научных занятий, а также гостиные и буфет. Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пущино-на-Оке#mediaviewer/File:Pushino_Oka_Manor.jpg. Надлежащее обустройство здания и прилегающей территории – наилучший стимул к возрождению старинной усадьбы и спасению ее красоты, в настоящее время погибающей от людской безответственности и равнодушия, к сохранению чудесной природной среды (более десятка ключей и ручьев, карстовые пещеры, искусственные пруды и аллеи) одного из самых живописных мест в среднем течении Оки. И эта восстановительная работа, и вся научная, концертная, выставочная, воспитательно-педагогическая деятельность предполагаемого музея, как представляется нам, могла бы стать примером воспитания подлинного патриотизма, свидетельством не показной, но осознанной и ответственной гордости за неисчерпаемые и вечно живые сокровища русской культуры. Сергей Дурасов, житель г. Пущино, историк, переводчик Фото Дмитрия Баяна: http://www.klub-knp.ru/wp-content/uploads/2014/05/usadba-pushhino-na-oke-04.jpg

Московская область
«Ты прав, предполагая, что я с давних пор отношусь с преданной благодарностью к русской литературе, которую я еще в юношеской новелле «Тонио Крёгер» назвал «святой русской литературой». В 23–24 года я никогда бы не справился с работой над «Будденброками», если бы не черпал силу и мужество в постоянном чтении Толстого. Русская литература конца XVIII и XIX вв. и вправду одно из чудес духовной культуры, и я всегда глубоко сожалел, что поэзия Пушкина мне осталась почти что недоступной, так как у меня не хватило времени и избыточной энергии, чтобы научиться русскому языку. Впрочем, и рассказы Пушкина дают достаточный повод восхищаться им. Излишне говорить о том, как я преклоняюсь перед Гоголем, Достоевским, Тургеневым. Но мне хотелось бы отметить Николая Лескова, которого не знают, хотя он великий мастер рассказа, почти равный Достоевскому…» (Томас Манн, письмо Г. Ланге, 1948).

«Вся русская поэзия с к. 18 по нач. 20 в. » Множество как широко, так и мало известных имен...

Авторы проекта

пока не имею, надеюсь, она сложится

Руководитель

нет нет


Участники команды

Дурасов Сергей

10 рейтинг

157 голосов

Проголосовать

0 комментариев

Оставить комментарий

Фотографии и видео

Комментарии жюри после I тура

Посмотреть оценки за другие проекты

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите через Вконтакте, Одноклассники или Facebook

Стратегический партнёр Стратегический партнёр
При поддержке При поддержке
При поддержке При поддержке
При поддержке

Клуб кураторов литературных фестивалей

Регистрация

если вы уже зарегистрированы, то войдите
после регистрации вы сможете добавить проект

Вам на почту выслано письмо со ссылкой для подтверждения регистрации

Вход через социальные сети



Бесплатные объявления